Главная / Политика / Арабская весна на кухне. Как женщины Саудовской Аравии борются за равенство

Арабская весна на кухне. Как женщины Саудовской Аравии борются за равенство

​С июля 2018 года жительницам королевства разрешено водить машину. Но они по-прежнему не могут подписать даже свидетельство о собственном браке.

На Ближнем востоке очередное государство объявило о послаблениях в законе для женщин. С 1 марта женщинам в Омане будет разрешено водить такси. До этого водителями такси в этой стране могли быть только мужчины. Правда, сегрегация женщин и мужчин за рулем останется. Их машины будут различаться по цвету: обычные, с водителями-мужчинами, — оранжевого и белого цвета, с водителями-женщинами — розового и голубого.

Волна законов, которые постепенно уравнивают женщин в правах с мужчинами в последние годы пронеслась по всем странам Персидского залива. Особенно это заметно на примере Саудовской Аравии — ведущей страны арабского мира, где до недавнего времени законы ограничивали права женщин особенно жестко. АиФ.ru разбирался, почему вдруг в самом консервативном регионе мира начались изменения.

Жили как в VII веке

26 сентября прошлого года король Саудовской Аравии Салман объявил, что с июля 2018 года женщины смогут получать водительские права и водить машину. До этого королевство оставалось единственной страной в мире, где это было запрещено. А в начале 2018 года саудовским дамам впервые разрешили посещать футбольные матчи — они могли посмотреть игру с семейных трибун в сопровождении родственников. Также женщин будут нанимать для работы в рестораны — в тестовом режиме к найму сотрудниц приступили в 16 заведениях. Хотя еще в 2011 году женщины в Саудовской Аравии не только не могли ходить на футбол, но даже быть продавщицами в магазинах, юристами, управлять компаниями и работать дипломатами.

Дело в том, что Саудовская Аравия — одна из самых консервативных стран мира, где придерживаются ваххабизма — движения в исламе, которое требует от последователей жить так, как жили первые мусульмане. Поэтому у женщин долгое время было так мало прав, словно они до сих пор жили в VII веке. До недавнего времени у них не было даже документов — их данные просто вписывали в паспорт опекуна, в роли которого обычно выступал кто-то из близких мужчин (отец, брат, муж, в иных случаях даже сын). Свидетельство о браке за женщину подписывает ее отец. В судах показания женщины считаются менее ценными, чем мужские. Работать вместе с мужчинами женщина не вправе, как и находиться с ними в одном общественном пространстве — за исключением больниц или банков. Даже выйти на улицу без сопровождения подруг или родственников-мужчин она не может.

Перемены наступили в последние годы царствования короля Абдаллы. В начале 2012 года вышел закон, согласно которому женщины получили право работать продавщицами — в магазинах нижнего белья для женщин. После этого им стали разрешать продавать косметику, дамские сумочки, обувь, женскую одежду и другие товары для представительниц слабого пола. В 2013 году король впервые включил женщин в свой Консультативный совет. Сразу тридцать дам, лично избранных королем, начали присутствовать на заседаниях совета наравне со 120 мужчинами.

Ветер перемен

В 2005 году фурор в обществе произвела книга писательницы Раджи аль-Санаа «Девушки из Эр-Рияда», которая стала самой продаваемой книгой Саудовской Аравии после Корана. Скандальный роман рассказывал о молодых саудовках, которые не соблюдали многовековые традиции страны, пили шампанское и ездили на автомобилях. Книгу запретили, но ее стали ввозить в страну контрабандой и продавать по 500 долларов за экземпляр. Год спустя цензоры вынуждены были отменить запрет, поскольку не могли предотвратить распространение романа.

Случай хорошо показывает настроения части женщин в королевстве, особенно тех, которые получают высшее образование. Многие из них не хотят довольствоваться ролью жены, работать преподавателем в школе или продавщицей в магазине. И таких с каждым годом становится все больше. Только в 2015 году по официальным данным за рубежом учились 150 тысяч саудовцев. Треть их них были женщинами, которые в большинстве свое вернулись на родину после окончания обучения.

Однако принимать их на высококвалифицированную работу готовы далеко не все работодатели. Для саудовского бизнеса они могут обойтись в круглую сумму. Ведь если брать дам на работу, то для них придется обустраивать отдельные туалеты, офисы, зоны отдыха, даже отдельный вход, как того требует законодательство.

Против женщин по-прежнему работает и общественное мнение. Согласно исследованию арабского Центра имени Хадиджи бин Хувайлид, больше половины опрошенных граждан Саудовской Аравии до сих пор полагают, что женщинам не место на кассах супермаркетов, заводах или в политике. Против реформ выступают многие видные религиозные деятели. Например, самый высокопоставленный ученый-правовед, муфтий Абдул-Азиз Аль аш-Шейх заявлял, что продажа женщинами нижнего белья — это «преступление». 

Тем не менее, в последние годы в Саудовской Аравии появляется все больше людей, которые считают, что женщинам нужно давать больше прав. «В первую очередь это новый наследный принц Мухаммед ибн Салман, с чей подачи женщин и стали пускать на футбольные матчи, а также разрешили водить», — говорит АиФ.ru доктор исторических наук, профессор кафедры современного востока РГГУ Григорий Косач. «Принц опирается на молодую саудовскую элиту, многие представители которой также проходили обучение в европейских или американских университетах и недовольны чрезмерным влиянием духовенства на политическую жизнь страны».

Но больше всего на ползучую феминизацию оказывают влияние уже работающие женщины. «Чем больше работающих женщин, тем меньше соблюдаются строгие предписания и неписанные законы. Женщины ездят на работу на такси, что раньше строжайше возбранялось, не носят в офисах хиджабы, потому что это неудобно, контактируют с чужими мужчинами. Границы дозволенного размываются, и власти явно готовы закрывать на это глаза», — отмечает эксперт.

После разрешения водить машину в Саудовской Аравии началась новая стадия войны за женские права. Теперь в королевстве идут споры, стоит ли отменить систему опекунства. За отмену этой нормы выступали многие западные правозащитные организации, а в 2016 году некоторые жительницы королевства даже подали петицию королю. Впрочем, по словам Косача, на саудовские власти такие требования обычно оказывают мало влияния — «там будут исходить из экономической и социальной целесообразности нового закона». Пока же в обществе мужчины явно не готовы к столь радикальным изменениям. За сохранение опекунства выступают даже консервативно настроенные женщины, которые в ответ на петицию либерально настроенных активисток даже отправили королю собственное прошение с просьбой оставить систему в неприкосновенности.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: