Главная / История и Люди / Пойдем на север. Россияне прошли Аляску на лыжах и открыли новый маршрут

Пойдем на север. Россияне прошли Аляску на лыжах и открыли новый маршрут

Российские путешественники вернулись из экспедиции по Аляске: прошли около 500 км на лыжах, открыли три новых перевала, впервые поднялись на три вершины — и все это в условиях экстремального холода.

Российские путешественники открыли новый маршрут для лыжного туризма на Аляске. Это означает, что вслед за первооткрывателями здесь смогут пройти группы туристов, которые не побоятся суровых погодных условий.

Организатор и лидер команды путешественников — Андрей Королёв, доцент кафедры туризма географического факультета Пермского университета, многократный чемпион России по спортивному туризму. Он на велосипеде поднимался на самую высокую точку Африки — гору Килиманджаро, прошёл на лыжах Гренландию, путешествовал по Антарктиде. Кроме него в экспедицию отправились Игорь Мохов и Александр Ранде, тоже опытные путешественники.

Помощь от американских друзей

Экспедиция состояла из двух этапов. Первый этап был в 2017 году, пермские спортсмены преодолели 1100 км на велосипедах и 500 км на лыжах от реки Юкон до Тихого океана. В этом году второй этап длился 24 дня. Туристы пересекли север Аляски и дошли до эскимосского поселка Кактовик на острове Бартер в Северном Ледовитом океане.

«Основная цель путешествия — это укрепление дружбы между Россией и США, — поясняет Андрей Королёв, — Американцы встречали нас гостеприимно и душевно. Когда я начал планировать маршрут, то понял, что информации о нём никакой нет. В прошлые поездки мы много с кем познакомились из местных жителей, и они подкорректировали наш маршрут, но сразу сказали, что так ещё никто не ходил. Маршрут пересекал северную часть Аляски с юга на север».

На маршруте от маленького города Арктик Вилладж до посёлка Кактовик наши путешественники оказались первопроходцами.

Путь пролегал местами по голому льду.

Путь пролегал местами по голому льду. Фото: / Андрей Королёв

«В этом году у нашей команды спонсора не было, но мы решили, что раз уж маршрут проложен, и друзья нас ждут, то надо ехать, — говорит Андрей Королёв. — Мы уже решили совершить этот маршрут за свой счёт, но нам помогли наши американские друзья. Половину мы платили сами, другую половину дали они. Многие из них раньше жили в России, некоторые жили в Белоруссии».

В аэропорту Анкориджа, крупнейшего города Аляски, путешественников встретил их друг Геннадий, с которым они познакомились ещё в прошлом году. Он помог им купить продукты, обеспечил ночлег.

«Сумма на продукты на 28 дней вышла 460 долларов, но некоторые продукты мы взяли с собой из России: халву, гречку, сухари и травяной чай», — говорит Андрей Королёв.

Дорога в центр Аляски, город Фэрбанкс заняла около 7 часов. Путешественников туда довёз ещё один их друг с Аляски. В Фэрбанксе они провели три ночи, потом перелетели в Арктик Вилладж.

«Было интересно лететь и видеть те места, по которым мы шли в прошлую экспедицию, — вспоминает Андрей Королёв. — Один из друзей нам дал пистолет. На Аляске есть специальная модель против медведей. Его удобно носить, он меньше, чем карабин. Там с ношением оружия проблем нет, оно есть практически у всех. Местные жители просто так с ним ходят».

У каждого путешественника был не только рюкзак, но и сани.

У каждого путешественника был не только рюкзак, но и сани. Фото: / Андрей Королёв

Холод вывел из стоя горелки и фотоаппарат

После приземления в Арктик Вилладж путешественники начали свой долгий путь в сторону Кактовика. Они отошли примерно на 2 км от поселка, когда следы от снегоходов индейцев закончились и начались следы оленьего стада. Но вскоре закончились и они. По словам Андрея Королёва, именно в этом году аномально много снега, идти было тяжело.

«Первая ночь у нас была самой экстремальной. У меня даже были мысли, что еще не поздно вернуться обратно, — признаётся путешественник. — Дело в том, что ударил мороз до −40°С. От такого мороза у нас испортились горелки, их удалось согреть и запустить с большим трудом».

Но на этом проблемы не закончились. Проспав несколько часов, путешественники проснулись от того, что начали задыхаться. Пришлось открывать вентиляционные отверстия, но из-за этого выпустили весь теплый воздух, который нагрели при готовке вечером. Так они не спали до 4:00 ночи. Удалось уснуть только тогда, когда вышло солнце, и стало чуть теплее. Так путешественники проспали почти до полудня и выдвинулись в путь только около 4 часов вечера.

Бескрайняя снежная Аляска.

Бескрайняя снежная Аляска. Фото: / Андрей Королёв

Холод негативно сказался и на работе техники. Фотоаппарат Андрея Королёва перестал работать, а фотографии необходимы путешественникам для отчёта для Чемпионата России по спортивному туризму. Несколько дней они не фотографировали и не знали, что с этим делать. У Андрея с собой было 5 запасных аккумуляторов, и ни с одним из них техника не работала. Прошло где-то 3 дня, когда путешественники набрели на стационарную палатку с печкой. В ней Андрей Королёв разобрал фотоаппарат и понял, что контакты, к которым присоединяется аккумулятор, от холода немного деформировались. При помощи ложки он их загнул, как нужно, вставил аккумулятор, и всё заработало.

«Так весь поход я и фотографировал: всегда наготове держал ложку, — говорит путешественник. — После этого спать приходилось всегда с фотоаппаратом, спутниковым телефоном, аккумуляторами и горелкой в спальнике, чтобы они не переохлаждались».

По словам Андрея Королёва, Аляска очень непредсказуема:

«В течение одного дня с погодой может произойти что угодно. Сначала с утра −40°С. Мы выходим, очень холодно, идем по снегу. Вдруг упираемся в открытую воду, промачиваем ботинки. Идем дальше, заканчивается снег, начинается голый лёд. Через какое-то время снова идет снег по колено. Из-за этого очень сильно менялось скорость, с которой мы шли».

На пути встречалось много следов животных, но в отличие от прошлого года путешественникам близко удалось увидеть только росомаху, оленей и лосей. Как оказалось, белых медведей и гризли путешественники боялись зря. Белые медведи уходят с этих территорий ближе к открытой воде, так как им нужно питаться. Путешественники шли прямо по Северному ледовитому океану, но он был застывший, и открытой воды не было. Гризли же еще продолжают свой зимний сон: в такой мороз не собираются просыпаться.

Из-за холода и ветра на лицах путешественников образовывался иней.

Из-за холода и ветра на лицах путешественников образовывался иней. Фото: / Андрей Королёв

Людям тоже было очень холодно, без мелких обморожений не обошлось, но, по словам Андрея Королёва, такое бывает часто: «Это не страшное явление, кожа почернела, но потом всё быстро заживает».

«Самое главное — поставить палатку так, чтобы с утра она освещалась солнцем, — делится секретом путешественник. — Это нужно, чтобы когда мы просыпаемся, выносить спальные мешки для просушки. Если этого не сделать, то на следующую ночь они будут влажные, и всю ночь будешь мучиться и мерзнуть. На Аляске довольно сухой воздух, можно брать с собой даже пуховые спальники. Они намного легче и теплее, чем из искусственных материалов».

Палатка и спальные мешки на просушке.

Палатка и спальные мешки на просушке. Фото: / Андрей Королёв

Открытие новых перевалов

Так как по этому маршруту до Андрея Королёва и его команды никто не ходил, они решили дать названия трём перевалам. Это нужно для более удобного ориентирования групп, которые могут пойти после первооткрывателей. Кроме того, названия нужны для отчёта.

«Интересно, что мы шли по перевалу, который соединяет бассейны двух океанов. С юга реки текут в реку Юкон, которая впадает в Тихий океан. А севернее этого перевала все реки впадают в Северный Ледовитый океан. И поскольку это место очень символичное, то мы решили назвать его Перевал Двух Океанов. Он был очень крутой, снаряжение пришлось поднимать по частям. Когда спускались, дул сильный ветер, мерзли уши, пальцы на руках».

Путешественники дали названия ещё двум перевалам — Каньонному и Озёрному, поднялись на три новые вершины — Маунт Чемберлен Северную (2173 м), гребень Келли (2100 м) и вершину Садлерохит (1500 м). Ранее на эти вершины никто не поднимался. Путь был сложным не только из-за ветра и холода. Сам рельеф создавал трудности.

«Там, где ветра меньше, сразу встречаются заросли кустарника, — рассказывает Андрей Королёв. — По ним идти невозможно, приходилось обходить. Часто встречались участки открытой воды. Оказалось, что лучше всего переходить воду прямо на лыжах. Дело в том, что на лыжах человек на 3 см выше, и меньше шансов, что вода попадёт в ботинок. Лыжи более устойчивые, опираешься сразу на несколько камней. Если нога соскальзывает с какого-то камня, то лыжа целиком не соскользнет. А когда просто в ботинках или галошах, то скатиться шансов больше».

Путешественники поняли, что открытую воду лучше переходить на лыжах.

Путешественники поняли, что открытую воду лучше переходить на лыжах. Фото: / Андрей Королёв

Война затронула даже Аляску

Для связи путешественники использовали новый спутниковый телефон, который дал протестировать оператор спутниковой связи. На случай неисправностей с телефоном специальный GPS-датчик, который тоже был у туристов, ежедневно отправлял в Пермь письмо с координатами.

«Сначала в Фэрбанксе у нас были проблемы со связью, но потом удалось всё настроить, и до 12 апреля можно было звонить в Россию, — рассказывает Андрей Королёв. — Мы отзванивались и говорили, что у нас всё хорошо, идем по маршруту. А когда американцы послали крылатые ракеты в Сирию, то они начали глушить спутниковую связь, и связаться с Россией не получалось».

Звонок в Россию по спутниковому телефону.

Звонок в Россию по спутниковому телефону. Фото: / Андрей Королёв

Несколько ночей путешественники провели на научной станции. В эти три домика посреди бескрайней Аляски учёные добираются на самолётах-гидропланах, когда тает снег и лёд и открывается вода. Такие самолёты имеют водные лыжи и могут взлетать и приземляться на водную поверхность. Зимой домики научной станции пустовали, и в них заселились путешественники. Несколько дней команда Андрея Королёва совершала восхождения на вершины, оставляя вещи в домиках и возвращаясь туда на ночь.

Высокие местные цены

Путешественники были удивлены, что чем дальше они продвигались к северу, тем меньше было снега. Местами камни до такой степени нагревались, что по ним даже бежали ручьи. Это было конечно в безветренную погоду и при ярком солнце.

«В конце похода было настолько тепло, что мы раздевались до термобелья, — вспоминает Андрей Королёв, — Но это был только один день. В тени даже днём выше −20°С температура не поднималась. Мы шли по 20-25 км в день».

Тяжёлый крутой спуск.

Тяжёлый крутой спуск. Фото: / Андрей Королёв

Когда из-за хребта туристы вышли в тундру, снега становилось всё больше и больше. Усилился ветер, им пришлось надеть всё, что у них было. Несмотря на трудности, замедляться было нельзя. В один из последних двух дней путешественники прошли 46 км, так как они планировали прийти в конечный пункт в четверг, чтобы в пятницу улететь на самолёте. В выходные самолёты не летали, а ждать следующего пришлось бы до понедельника.

«Самое интересное началось тогда, когда мы пришли в посёлок эскимосов Кактовик. Он находится на острове Бартер в Северном Ледовитом океане. Видимость была метра три, очень сильный ветер, — говорит Андрей Королёв. — Все дома были задуты снегом по крышу. С трудом нашли домик, в котором продавали билеты на самолет. Оказалось, что билетов на пятницу уже нет, а мы пришли в четверг. Ближайший рейс только в понедельник. Билеты оказались довольно дорогие. Лететь всего 2 часа, а по стоимости так же, как лететь из Москвы в Нью-Йорк и обратно».

Далее перед путешественниками встал вопрос ночлега. Им нужно было где-то провести четыре ночи. Оказалось, что в отелях, которые есть в этом посёлке, одна ночь для троих стоила в переводе на рубли 60 тысяч. Когда путешественники объяснили в отеле, что у них нет таких денег, им посоветовали обратиться в школу, где может быть возможность переночевать бесплатно.

«Огромная школа, — вспоминает Андрей Королёв. — У нас бы в ней 1000 детей училось, а там всего 230 человек в посёлке живёт. В здании могут собраться все жители, и еще останется место. Школа как музей, чисто, красиво. Шикарная библиотека, компьютеры».

Но в школе путешественником ночевать не разрешили. Они пытались остановиться в клубе, в церкви, в специальном домике для туристов размером два на четыре метра. Но местные жители используют этот домик как место для курения, поэтому там остановиться тоже не разрешили. На помощь путешественникам пришли эскимосские женщины, которые показали домик, в котором можно бесплатно переночевать. Это было огромное тёплое помещение, похожее на гараж. В нём туристы и жили до вылета.

Домой в Пермь возвращались также самолётами от Кактовика до Фэрбанкса, потом прилетели в Лос-Анджелес, где им удалось окунуться в тёплые воды Тихого океана.

Теперь по туристическому маршруту учёные готовят отчёт и паспорта первопрохождений. Для российских туристов это означает открытие нового района для лыжного туризма. Сложность туристического маршрута, пройденного путешественниками, самая высокая — VI категория.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: